Варианты домашнего задания:
- Упр. 280-281 (эссе на тему «Книги, без которых я не могу обойтись»)
- Упр. 284 (стилистический и языковой анализ текста в жанре «эссе»)
- Упр.285-286 (стилистический и языковой анализ текста в жанре «эссе»)
- Упр. 287 (зад 1 – анализ школьных сочинений в жанре «эссе»).
- Придумайте темы эссе, которые, на ваш взгляд актуальны и важны (до 10-15 тем).
Некоторые замечания по ходу урока
- Коллаж фотографий «Время» создаёт эмоциональный фон урока, настраивает на размышления по теме, предложенной в эссе Д. Гранина.
- Деформированный текст позволяет создать мотивацию к обучению красивой, правильной, понятной речи.
- На первых двух этапах урока ученики с помощью учителя подходят к выводу, что каждому из нас очень часто приходится излагать свои мысли письменно. В жизни не раз бывает необходимо написать письмо другу, любимому человеку, вести свой дневник наблюдений по долгу службы (например учителю, классному руководителю) возможно, описать быт и нравы жителей далекого острова, написать рецензию на прочитанную книгу, сделать анализ литературного произведения… Поэтому в школе мы учимся писать на определенную тему, и это умение – одно из важнейших условий получения школьного образования. Вместе с навыками письменной речи развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение – все это необходимо человеку любой профессии.
- На третьем этапе нужно вспомнить особенности некоторых жанров публицистики, известных ученикам из курса 8 класса
РЕПОРТАЖ
- Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни.
- Задача – рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели событие на самом деле.
- Тема – общественно важное событие как процесс.
- Особенности: личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.
СТАТЬЯ
- Статья - это жанр, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления.
- Задача – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли.
- Тема – политические, экономические, культурные, нравственные, морально-этические события общественной жизни.
- Особенности: объяснить причины общественных явлений, обобщить факты, сделать прогнозы на будущее; присутствие личной позиции автора.
ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК
- Очерк – это жанр, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления.
- Задача – рассказать о реально существующих людях.
- Тема – человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои знания, силы, опыт.
- Особенности: использование описания внешности героя, места действия
- На четвёртом этапе может появиться такое определение эссе: «Эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления, не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета».
- На пятом этапе урока можно включиться в обсуждение, чтобы донести некоторые мысли до учеников. Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому Наличие конкретной темы и вопроса в эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Автор как бы «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования. Это качество эссе определяется как свободное владение темой. Помним, что при этом способы освоения мира могут быть различными: и художественным, и научным, и религиозным. Кому бы ни было адресовано эссе, непременное требование жанра – диалог с самим собой. В предисловии к эссе о Чехове «Мой поэт» С. Залыгин писал: «…Я хотел лишь предложить свое прочтение чеховских произведений… если я и полемизировал с кем-то, так скорее всего с самим собой».
- На шестом этапе результаты работа сравниваются с эталоном, который будет представлен на слайде презентации.
ЭТАЛОН
- Эссе – это жанр публицистики.
- Задача – рассказать о впечатлениях автора, представить его раздумья.
- Тема – жизнь, события в науке, искусстве, литературе.
- Особенности: оригинальный взгляд на предмет, парадоксальность, индивидуально-авторская трактовка темы, образность, афористичность языка.
- Второй урок по данной теме будет построен в зависимости от того, что выбрали ученики в качестве домашнего задания. Возможно, следующий урок будет построен как мастерская творческого письма по созданию эссе. Тему выберут сами ученики, но учителю следует ненавязчиво предложить «веер» разнообразных тем. Для этого можно, например, посмотреть отрывок из фильма «Доживём до понедельника» с бессмертным сочинением «Счастье – это когда тебя понимают…»; прочитать небольшое размышление о времени современного поэта и писателя Александра Красного, просмотреть видеозапись с монологом Татьяны Дорониной о театре из кинофильма «Старшая сестра» (отрывок из статьи В.Г. Белинского «Литературные мечтания. Элегии в прозе») и т.п.
Александр Красный
Давай поговорим сегодня о самом ценном…
Как ты думаешь — о чём?
О деньгах? — Нет…
О драгоценных металлах и камнях? — Нет.
Ни за какие богатства ты не купишь дополнительно даже одну минуту своей жизни!
Поэтому самое дорогое, что есть у человека, — это Время.
Время — это к тому же то единственное, что принадлежит тебе лично…< br/> А давай подумаем, на что ты тратишь своё время? Узнаёшь ли что-то новое для себя? Или гуляешь по улице со своими сверстниками?..
Но время идёт, бесполезные часы складываются, и, пока ты «надеялся и ждал», другие быстро выучили азбуку, научились читать и считать, заняли первые места на школьных олимпиадах…
А чего я, собственно, жду? Жизнь-то проходит…
- << Назад
- Вперед