Деформированный текст
Ну, челы! Тут тема образовалась. Ну, в общем, время… Время – это такая штука! Ну ты, чел, понял – время! Это тебе не в тапочки гадить! Время – это, это! Чё говорить-то! Времени часто нет. Ну совсем! Сидишь у компа и его нет. Чё ещё-то? Как там? Ну время – великая вещь! Так, чел? Ты понял? Вот такая тема!
Карточка для работы с жанрами публицистики (для каждой группы)
р..портаж, стат..я, ф..л..етон, интерв..ю, оч..рк, эссе, р..цензия
РЕПОРТАЖ
- Репортаж – это …
- Задача – ….
- Темы –….
- Особенности: …
СТАТЬЯ
- Статья - это
- Задача – …
- Темы – …
- Особенности: ….
ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК
- Очерк - это …
- Задача – …
- Темы – …
- Особенности: …
Текст Д. Гранина
«Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность, — писал Сенека еще в самом начале нашей эры, в 50-м году от Р. Х. (Рождества Христова)— Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет... Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании»…
Древние философы первыми поняли ценность времени — они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало людей своей быстротечностью.
Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли. Прогресс — он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, — чтобы сэкономить этому деловому человеку время. Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда на самолет. Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров — телевизоры, вместо пуговиц – «молнии», вместо гусиного пера — шариковую ручку. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы — все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается. Не только у него — цейтнот становится всеобщим. Недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей. Времени нет и у школьников, и у студентов, и у стариков. Время куда-то исчезает, его становится все меньше.
Однако человеку не всегда нужно Время. Бывает, что его вовсе не на что тратить, а приходится. Время нельзя не тратить, и транжирят его куда попало, на всякую ерунду. Есть люди, которых время обременяет, они не знают, куда его девать.
Известно, что счастливые не наблюдают часов, верно и другое — что и те, кто не наблюдают часов, уже счастливы…
(По Д. Гранину)
Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) – русский писатель и общественный деятель.
Луций Анней Сенека - римский философ, поэт и государственный деятель (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.)
Цейтнот – 1. Недостаток времени на обдумывание ходов в шахматной или шашечной партиях. 2. перен. Очень сильно ощущаемый недостаток времени. (Современный толковый словарь)
Карточка для группы 1
Задания для работы с текстом:
- Какие смысловые части можно выделить в тексте? Попробуйте составить план текста. Какие трудности это вызвало?
- К какому типу речи вы отнесли бы этот текст? Полностью ли его композиция соответствует данному типу?
- Какие примеры приводит автор? Для чего использует высказывание Сенеки?
- Сделайте выводы. Какие из следующих признаков высказывания вы бы отнесли к эссе?
Небольшой объём, свободная композиция, чётко регламентированная форма изложения, наличие официальной лексики, индивидуальные впечатления и соображения, определение научных понятий, конкретный повод, субъективность, наличие фрагментов типа «рассуждение-объяснение».
Карточка для группы 2
Задания для работы с текстом:
- Выпишите необычные мысли и фразы, которые могли бы стать афоризмами.
- Какие художественно-изобразительные средства использует автор (метафоры, сравнения, эпитеты и др.)?
- Сделайте выводы о стилистических особенностях эссе.
Карточка для группы 3
Задания для работы с текстом:
- Найдите предложения, в которых сформулирована проблема (вопрос), о которой размышляет автор.
- Какая это проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, политическая, философская)?
- Важна ли данная проблема для человека? Почему?
- Указывает ли автор пути решения заявленной проблемы? А какие бы пути предложили вы?
Карточки для группы 4
Карточка №1
Постройте высказывание на тему «Особенности публицистического жанра «»эссе». Для этого используйте:
- Текст Д. Гранина
- Учебник, §32
- http://www.gramma.ru/LIT/?id=4.4
Выберите наиболее, на ваш взгляд, подходящее определение эссе или создайте своё:
Эссе – это небольшое прозаическое произведение, в котором ярко выражена авторская точка зрения.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
Эссе́(из фр. Essai «попытка, проба, очерк», от лат. Exagium «взвешивание») – литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (Википедия)
Эссе – (франц. essai - опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра - Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вячеслава И. Иванова). (Современный толковый словарь)
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. (Словарь С. Ожегова)
Выделите стилистические особенности эссе.
Стандартизация, образность, афористичность, чёткие причинно-следственные связи, парадоксальность, разговорная интонация, строгие определения.
Карточка №2
Из истории жанра.
Родоначальник эссе – французский философ Мишель Монтень (1533 – 1592). С издания его «Опытов» в словесной европейской культуре бытует этот жанр.
Эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека.
С тех пор как эссе утвердилось в виде самостоятельного жанра, его отличает подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор эссе. Эссе нацелено на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М. Монтень).
Для чего пишется эссе?
«…Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» (О. Ванштейн «Для чего и для кого писать эссе?»).
Проанализируйте названия эссе:
- «О совести», «О красоте», «О книгах», «О дружбе», «О воспитании» и др. (Мишель Монтень)
- «Книга как врата мира», «О стихотворениях Гете» (Стефан Цвейг)
- «Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков)
- «Как читать книгу» (Иосиф Бродский)
Какие проблемы затрагивают данные эссе? Прокомментируйте данные проблемы (насколько они важны для человека, актуальны, а может быть, вечны и т.п.).
<р4>Карточка для создания модели мыслительного процесса эссеиста (для каждой группы)
«…Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» (Ольга Ванштейн «Для чего и для кого писать эссе?»).
«…Я хотел лишь предложить свое прочтение чеховских произведений… если я и полемизировал с кем-то, так скорее всего с самим собой» (Сергей Залыгин. Предисловие к эссе о Чехове «Мой поэт»)
«Этот огромный мир и есть то ЗЕРКАЛО, в которое нам нужно смотреться, чтобы ПОЗНАТЬ себя до конца» (Мишель Монтень).
«Любой человек может сказать нечто соответствующее истине, но выразить это красиво, разумно, немногословно смогут не столь уж многие. Вот почему меня раздражает не сказанное неверно по незнанию, а неумение сказать это хорошо» (Мишель Монтень).