Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. «Индукция» (мобилизующий этап, (мотивация) 5 мин. |
Приветствует учеников. Организует игру в ассоциации:
То, что пролетает мимо… То, чего человек обычно не замечает… То, что невозможно сравнить между собой… |
Приветствуют учителя. Играют в ассоциации: корабль на парусах, годы человеческой жизни, время как понемногу стареет его мать, когда ему хорошо, времени зиму и лето, ночь и день, любовь и ненависть |
Л: проявление интереса к процессу творчества П: установка ассоциативных связей (аналогий) |
2. Актуализация и пробное учебное действие 5 мин. |
Предъявляет ученикам деформированный текст, например, из социальных сетей или с форума, просит оценить текст с точки зрения его темы, проблемы, основной идеи, стилистической принадлежности Предлагает поработать с карточками (р..портаж, стат..я, ф..л..етон, интерв..ю, р..цензия, эссе). Как назвать конверт с этими карточками? Вспомните особенности этих жанров. |
Дают оценку деформированному тексту, объясняют, почему так трудно воспринять текст, приходят к выводу, что этот текст – попытка представить свои размышления в публицистическом стиле Приходят к выводу, что в конверте лежат карточки с названиями жанров публицистики (пишут название на конверте, вставляют пропущенные буквы в названия жанров), не знают точно, что такое эссе, каковы его признаки. |
Л: проявление уважительного отношения к языку П: называть признаки текста, подведение видового понятия под родовое К: умение отвечать на поставленный вопрос, строить монологическое высказывание Р: осознание необходимости получения новых знаний |
3. Постановка учебной задачи 3 мин. |
Постановка проблемного вопроса: А нужно ли современному человеку уметь создавать текст? Как создать такой текст, чтобы свободно выразить в нём собственные мысли и чтобы тебя поняли? В какой форме хотелось бы поработать, чтобы достичь целей? |
Ставят задачу: Понять, что такое эссе (признаки) Сформулировать правила создания эссе Предлагают пути решения задач (почитать учебник, поискать в Интернете, проанализировать какое-нибудь эссе…) |
Л: выражение положительного отношения к процессу познания П: преобразование практической задачи в познавательную К: умение ставить вопросы Р: целеполагание (постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем), планирование и прогнозирование результата |
4. «Деконструкция» и «социализация» (открытие нового знания) 14 мин. |
Организует работу в группах с целью анализа текста эссе Д. Гранина о времени 1 группе предлагается задание: проанализировать текст с точки зрения его содержания и композиции 2 группе – выписать необычные мысли и фразы, которые могли бы стать афоризмами 3 группе – сформулировать и прокомментировать проблему, которую ставит автор 4 группе – проанализировать предложенный текст, изучить теорию, обобщить все наблюдения, построить высказывание «Особенности публицистического жанра «эссе» |
Работают в группах по заданиям, предложенным учителем (10 мин.) Представляют результаты работы (4 мин.) Итог работы – определение эссе, коллективно созданное (4-я группа представляет своё определение, все его уточняют и дополняют) |
Л: выражение положительного отношения к процессу познания П: сбор, обработка, анализ, интерпретация и передача информации К: умение строить учебное сотрудничество, взаимодействие, координация и принятие различных позиций во взаимодействии Р: удержание учебной задачи, использование речи для регуляции своих действий |
5. «Реконструкция» (первичное закрепление знаний) 7 мин. |
Представьте себе, что вы – эссеист (словообразовательный анализ слова). Создайте модель своей работы Используйте конверты |
Создают модель мыслительного процесса эссеиста (советы, инструкция, таблица, схема) |
Л: проявление интереса к процессу творчества П: интерпретация информации,создание алгоритма деятельности, использование знаково-символических средств, моделирование К: умение строить учебного сотрудничества, взаимодействие, координация и принятие различных позиций во взаимодействии Р: концентрация воли для преодоления интеллектуального затруднения |
6. «Афиширование» (самоанализ, самоконтроль) 3 мин. |
Задаёт вопросы, поощряет учеников, уточняет некоторые моменты |
Представляют свою модель Анализируют, что не учли, сравнивают свою модель с другими и эталоном (представляется на слайде презентации) 4 группа работает с Интернетом (http://www.gramma.ru/LIT/?id=4.9), подбирает информацию об истории жанра |
Л: уважительное отношение к мнению сверстников П: сбор, обработка, интерпретация и передача информации К: умение строить понятные для партнёров высказывания, слушать собеседников Р: сличение результата действия с учебным эталоном |
7. «Разрыв» (включение нового знания в систему и повторение) 5 мин. |
Пишет на доске ЭССЕ и предлагает каждому записать слова-ассоциации (или синквейн) |
Пишут слова-ассоциации (2 мин.) 4 группа представляет результаты работы по теме «Из истории жанра» (3 мин.) |
Л: формирование эстетических ценностей П: оценка информации, обобщение К: построение монологического высказывания Р: констатирующий контроль |
8. Рефлексия 3 мин. |
Какие открытия сделали в себе, в мире, в окружающих? К каким вопросам вышли? Чего не поняли? Предлагает варианты домашнего задания. |
Вспоминают, какие задачи ставили. Анализируют, решили их или нет. Намечают пути дальнейших действий. Выбирают для себя домашнее задание |
Л: адекватная самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности П: постановка и формулирование проблемы К: умение строить монологическое высказывание, задавать вопросы Р: оценка результатов деятельности: прогнозирование последующей работы с учётом перспектив |
План-конспект урока
- Подробности
- Автор: Миронова О.А.