Печать

На основе программы: Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной /авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина/.
2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для индивидуального обучения ученицы(-ка) 6-го класса _______________________________ составлена на основе:

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Программа рассчитана на 34 часа.

 


Требования к подготовке учащегося по предмету

В результате изучения литературы ученик должен знать:

уметь:

 


Произведения для заучивания наизусть

  1. И.А. Крылов. Басня по выбору.
  2. А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
  3. М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
  4. Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
  5. Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
  6. А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
  7. А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
  8. А.А. Блок. Летний вечер.
  9. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
  10. 1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

 

Учебно-тематический план

Содержание Количество часов
Введение 0,5
Устное народное творчество 0,5
Из древнерусской литературы 1
Из русской литературы XIX века 19
Из русской литературы XX века 12
Зарубежная литература 1
ИТОГО: 34

 


№ урока Содержание урока Виды деятельности Форма урока ЗУН ЦОР
I четверть - 9 часов
1 Писатели – создатели, хранители и любители книги. Летние читательские впечатления Чтение статьи учебника.
Рассказ о прочитанных произведениях
Беседа Знать о роли книги в жизни человека.
Уметь подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f42cf1d-105d-239b-597f-5ef7e8c312e9/1010909A.htm
Устное народное творчество – 0,5 часа
1 Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Чтение статьи учебника.
Устное сочинение по пословицам
Изучение нового материала Знать характерные особенности обрядового фольклора, определение понятий «малые жанры фолькора», отличительные особенности пословиц и поговорок.
Уметь соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику; толковать значение пословиц и поговорок
http://ppt4web.ru/literatura/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-obrjadovyjj-folklor-kalendarnoobrjadovye-pesni.html
Из древнерусской литературы – 1 час
2 «Повесть о Белгородском киселе» Чтение произведения.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать характерные особенности летописной литературы.
Уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества
http://www.proshkolu.ru/user/rimkiseleva/file/4393189/
Русская басня – 1 час
3 И.И. Дмитриев. И.А. Крылов. Чтение наизусть одной из басен И.А. Крылова Чтение произведений.
Аналитическая беседа.
Заучивание наизусть
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать жанровые особенности басен, басни И.А. Крылова.
Уметь истолковывать аллегорический смысл басен, их мораль
http://ppt4web.ru/literatura/urokigra-v-mire-basen-krylova.html
А.С. Пушкин – 7 часов
4-5 А.С. Пушкин. Лицей и его первый поэт. А.С. Пушкин. «Узник»: вольнолюбивые устремления поэта. «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике великого поэта. «Зимнее утро». Гимн родной природе и радость жизни. Двусложные размеры стиха. Чтение статьи учебника.
Чтение произведений.
Аналитическая беседа.
Заучивание наизусть
Изучение нового материала Знать факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, художественные особенности жанра стихотворного послания, пейзажной лирики, признаки изобразительно-выразительных средств (композиция, интонация, эпитет, метафора, сравнение и др.); двусложные размеры стиха (хорей, ямб).
Уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении жанровые признаки послания, пейзажной лирики; определять размер стиха
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=40fd5874.jpg
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=4218ebc4.jpg
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=4208d207.jpg
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=42027bf9.jpg
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=62
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=71
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=55
6 «Дубровский». Барская усадьба (заочная экскурсия). Ссора друзей. Отец и сын. Просмотр презентации.
Чтение произведения.
Аналитическая беседа.
Сравнение героев
Изучение нового материала.
Урок-виртуальная экскурсия
Знать историю создания романа; композиционные особенности художественного произведения.
Уметь; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев
Презентация учителя.
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=47
7 «Дубровский». Пожар в Кистенёвке. Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа Чтение произведения.
Аналитическая беседа.
Пересказ эпизода
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать содержание анализируемых глав; правила пересказа эпизода.
Уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе; пересказывать эпизод от лица героя произведения
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=47
http://www.gramma.ru/LIT/?id=4.8
8-9 «Дубровский». Учитель. Любовь и бегство. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Чтение произведения.
Выразительное чтение эпизодов.
Аналитическая беседа
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать содержание анализируемых глав.
Уметь составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=47

 


№ урока Содержание урока Виды деятельности Форма урока ЗУН ЦОР
II четверть - 7 часов
10 «Дубровский». Кто более неприятен и жесток - Троекуров или Верейский? Судьба героя. Подготовка к домашнему сочинению-анализу эпизода «Случай с медведем» Чтение произведения.
Аналитическая беседа.
Сравнение героев.
Составление плана сочинения- анализа эпизода
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать содержание анализируемых глав; правила анализа эпизода.
Уметь сравнивать героев, анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе; составлять план сочинения, строить письменный анализ эпизода
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=47.
http://www.gramma.ru/LIT/?id=4.8
М.Ю. Лермонтов – 2 часа
11-12 Мотив одиночества в стихах М.Ю. Лермонтова. «Листок», «Утёс», «На север диком», «Тучи», «Парус». «Три пальмы». Философский смысл баллады. Трёхсложные размеры стиха Чтение статьи учебника.
Чтение произведений.
Аналитическая беседа.
Заучивание наизусть
Изучение нового материала Знать факты биографии М.Ю. Лермонтова и периоды его творчества, художественные особенности лирики, признаки изобразительно-выразительных средств (композиция, интонация, эпитет, метафора, сравнение и др.); трёхсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).
Уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации
http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=203&author=44.
https://www.youtube.com/watch?v=PrcoMIlVyy0.
https://www.youtube.com/watch?v=B2Iv1H8ptcU
И.С. Тургенев – 3 часа
13 И.С. Тургенев. Охотничьи тропы писателя. «Записки охотника». «Бежин луг». Пейзаж и его роль в рассказе. Чтение статьи учебника.
Чтение произведения.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать факты биографии И.С. Тургенева определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка».
Уметь сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст
http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=210&author=62.
презентация учителя
14-15 «Бежин луг». Мир народных преданий. Сочувственное отношение к крестьянским детям. Подготовка к домашнему сочинению «Почему именно Павел больше других мальчиков понравился автору?» Чтение произведения.
Аналитическая беседа.
Составление плана сочинения
Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать содержание рассказа, особенности построения характеристики персонажа.
Уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их; строить высказывание-характеристику персонажа
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=42971282.jpg.
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=429b252e.jpg.
http://rus-liter.ru/publ/turgenev_ivan/zapiski_okhotnika/ geroi_rasskaza_turgeneva_quot_bezhin_lug_ quot_pavlusha_iljusha_i_drugie_malchiki/38-1-0-43
Ф.И. Тютчев и А. Фет – 1 час
16 Природа и человек в лирике Ф.И. Тютчева и А. Фета Чтение произведений.
Аналитическая беседа.
Заучивание наизусть
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать художественные особенности пейзажной лирики, признаки изобразительно-выразительных средств (композиция, интонация, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение и др.).
Уметь выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации
http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=210&author=63.
http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=212&author=65.
http://www.myshared.ru/slide/108721/

 


№ урока Содержание урока Виды деятельности Форма урока ЗУН ЦОР
III четверть - 11 часов
Н.А. Некрасов – 2 часа
17 Н.А. Некрасов «Железная дорога». Правда жизни в стихотворении. Философский смысл стихотворения. Чтение статьи учебника.
Чтение произведения.
Аналитическая беседа.
Заучивание наизусть
Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать: факты биографии и литературной деятельности Н.А. Некрасова; определение понятий «сюжет», «фабула», «диалог-спор» и др..
Уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами; определять средства художественной выразительности, элементы фабулы
http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=205&author=48.
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=205&author=48&dtls_books=1&title=233
18 Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Чтение наизусть фрагмента стихотворения «Железная дорога» Чтение произведения.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя.
Уметь выразительно читать лирическое повествование
http://cl.rushkolnik.ru/docs/8261/index-10628.html?page=3.
http://www.myshared.ru/slide/375813/
Н.С. Лесков – 1 час
19 Н.С. Лесков «Левша». Художественный мир рассказа. Изображение властей в рассказе. Тульские умельцы и неповторимый левша. Его горькая судьба Чтение статьи учебника.
Чтение произведения.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать: факты биографии Н.С. Лескова, определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша».
Уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя
http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=203&author=45.
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=203&author=45&dtls_books=1&title=241
А.П. Чехов – 1 час
20 Встреча чинов в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Разоблачение лести и лицемерия. Речевая характеристика героев. Чтение статьи учебника.
Чтение произведения.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=215&author=70
Родная природа в стихах русских поэтов XIX века – 1 час
21 Родная природа в стихах русских поэтов XIX века.  Я. Полонский, Е. Баратынский, А.К. Толстой. Чтение произведений.
Аналитическая беседа.
Заучивание наизусть
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать художественные особенности пейзажной лирики, признаки изобразительно-выразительных средств (композиция, интонация, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение и др.).
Уметь выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации
http://www.myshared.ru/slide/490052/
А.С. Грин – 1 час
22 А.С. Грин «Алые паруса». Художественный мир произведения. Повесть и вере, надежде и любви. Победа мечты над реальностью. Чтение статьи учебника.
Чтение произведения.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать факты биографии и творческой деятельности А. Грина; что такое объяснять «феерия».
Уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
http://demsvet.ru/luchshie-knigi/o-knige-alyie-parusa-a-grina
А. Платонов – 1 час
23 А. Платонов «Неизвестный цветок». Преодоление одиночества. Прекрасное вокруг нас. Ни на кого не похожие герои Платонова. Чтение статьи учебника.
Чтение произведения.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать факты биографии А. Платонова,, историю создания сказки-были;  характерные особенности сказки-были.
Уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль с народными литературными сказками, определять их общее и отличное
http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=207&author=52.
https://www.youtube.com/watch?v=eChSItx6UsI
М.М. Пришвин – 2 часа
24-25 М. Пришвин. «Кладовая солнца». Сказка-быль: художественные особенности произведения. Конфликт Насти и Митраши. Устное сочинение «Человек и природа в произведениях М. Пришвина». Чтение произведения.
Аналитическая беседа.
Устное сочинение
Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать содержание сказки-были; характерные признаки «сказки-были», особенности создания пейзажа.
Уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8b92c4d5-eb7b-4b6e-a3b5-cce40834cb5f/1009919A.htm.
http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-6250
Стихотворения о Великой Отечественной войне – 1 час
26 Стихотворения о Великой Отечественной войне. К Симонов. Д. Самойлов. Чтение произведений.
Аналитическая беседа.
Заучивание наизусть
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать авторов стихотворений, факты их биографии, особенности лирики, созданной под впечатлением реальных событий.
Уметь выразительно читать стихотворения, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств - от скорбного воспоминания до гордости за Родину
https://www.youtube.com/watch?v=SxRqNjoNAPg.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e797df6-c913-85ab-ac78-9fb0ede16559/1006901A.htm.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a5240363-cc52-2e5c-def5-72f7074f9792/1010183A.htm
В.П. Астафьев – 1 час
27 В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Автобиографичность рассказа. Картины жизни и быта сибирской деревни. Нравственные проблемы рассказа. Чтение статьи учебника.
Чтение произведения.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать факты биографии В.П. Астафьева, содержание рассказа; особенности автобиографической прозы; определение понятий «эпизод», «фабула».
Уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы
http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=192&author=8.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7e696a93-4516-924e-dde4-b1bc75a4ad26/1006735A.htm.
http://www.myshared.ru/slide/443980/

 


№ урока Содержание урока Виды деятельности Форма урока ЗУН ЦОР
IV четверть - 7 часов
В.Г. Распутин – 2 часа
28-29 В.Г. Распутин «Уроки французского». Автобиографичность рассказа. Отражение в произведении трудностей военного времени. Образы главного героя и его сверстников. Образ учительницы. Уроки добра и милосердия. Чтение статьи учебника.
Чтение произведения.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать факты биографии В. Г. Распутина содержание рассказа; особенности автобиографической прозы; определение понятий «эпизод», «фабула».
Уметь выборочно пересказывать, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы
http://my-hit.ru/film/2676.
http://ppt4web.ru/literatura/literaturovedcheskijj-analiz-rasskaza-vg-rasputina-uroki-francuzskogo.html
Писатели улыбаются. В.М. Шукшин – 1 час
30 В.М. Шукшин «Срезал». Чтение произведения.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать содержание рассказа; что такое юмор, комическое, речевая характеристика героя.
Уметь анализировать характер героя, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа
http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=216&author=69.
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/49096055.pdf
Ф. Искандер – 1 час
31 Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Форма повествования. Юмор в рассказе. Герои рассказа: Харлампий Диогенович и его ученики. сочинение «Два учителя» (по рассказам В. Распутина и Ф. Искандера) Чтение произведения.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать содержание рассказа; что такое юмор, комическое, речевая характеристика героя.
Уметь анализировать характер героя, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d3be75c2-37c2-0d39-1bab-aebca279ba10/1007208A.htm.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%BD %D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B9 _%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3 _%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0 %BB%D0%B0
Родная природа в стихах русских поэтов XX века – 1 час
32 Родная природа в стихах русских поэтов XX века. А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, Н. Рубцов. Чтение произведений.
Аналитическая беседа.
Заучивание наизусть
Актуализация знаний.
Применение знаний в новых условиях
Знать художественные особенности пейзажной лирики, признаки изобразительно-выразительных средств (композиция, интонация, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение и др.).
Уметь выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации
http://ppt4web.ru/literatura/rodnaja-priroda-v-stikhotvorenijakh-russkikh-poehtov.html
Из литературы народов России – 1 час
33 Стихи Г. Тугая и К Кулиева Чтение произведений.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать имена авторов, что такое общечеловеческое и национальное.
Уметь выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B5 %D0%B2,_%D0%9A%D0%B0%D0%B9%D1%81%D1%8B%D0%BD _%D0%A8%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.
http://ppt4web.ru/literatura/gabdulla-mukhamedgarifovich-tukaev.html
Из зарубежной литературы – 1 час
34 Из античной литературы. Подвиги Геракла. Поэмы Гомера. Сервантес, Шиллер, Мериме (обзор). Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Чтение произведений.
Аналитическая беседа
Изучение нового материала Знать авторов и содержание произведения.
Уметь определять основные особенности произведений, выразительно читать и пересказывать отрывки
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4f95202-0827-b50a-03c9-c51fe24fcfe3/1003197A.htm

Итого: