Предмет | РУССКИЙ ЯЗЫК |
Класс | 9 |
Учебник | Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011 |
Урок | №20 |
Тема урока | ЭССЕ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ |
Тип урока | МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ (урок открытия новых знаний) |
Цели урока |
Деятельностные:
Образовательные:
Воспитательные:
Формирование УУД:
|
Оборудование |
|
Принятые сокращения: Л – личностные УУД, П – познавательные УУД, К – коммуникативные УУД, Р – регулятивные УУД.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. «Индукция» (мобилизующий этап, (мотивация) 5 мин. |
Приветствует учеников. Организует игру в ассоциации:
То, что пролетает мимо… То, чего человек обычно не замечает… То, что невозможно сравнить между собой… |
Приветствуют учителя. Играют в ассоциации: корабль на парусах, годы человеческой жизни, время как понемногу стареет его мать, когда ему хорошо, времени зиму и лето, ночь и день, любовь и ненависть |
Л: проявление интереса к процессу творчества П: установка ассоциативных связей (аналогий) |
2. Актуализация и пробное учебное действие 5 мин. |
Предъявляет ученикам деформированный текст, например, из социальных сетей или с форума, просит оценить текст с точки зрения его темы, проблемы, основной идеи, стилистической принадлежности Предлагает поработать с карточками (р..портаж, стат..я, ф..л..етон, интерв..ю, р..цензия, эссе). Как назвать конверт с этими карточками? Вспомните особенности этих жанров. |
Дают оценку деформированному тексту, объясняют, почему так трудно воспринять текст, приходят к выводу, что этот текст – попытка представить свои размышления в публицистическом стиле Приходят к выводу, что в конверте лежат карточки с названиями жанров публицистики (пишут название на конверте, вставляют пропущенные буквы в названия жанров), не знают точно, что такое эссе, каковы его признаки. |
Л: проявление уважительного отношения к языку П: называть признаки текста, подведение видового понятия под родовое К: умение отвечать на поставленный вопрос, строить монологическое высказывание Р: осознание необходимости получения новых знаний |
3. Постановка учебной задачи 3 мин. |
Постановка проблемного вопроса: А нужно ли современному человеку уметь создавать текст? Как создать такой текст, чтобы свободно выразить в нём собственные мысли и чтобы тебя поняли? В какой форме хотелось бы поработать, чтобы достичь целей? |
Ставят задачу: Понять, что такое эссе (признаки) Сформулировать правила создания эссе Предлагают пути решения задач (почитать учебник, поискать в Интернете, проанализировать какое-нибудь эссе…) |
Л: выражение положительного отношения к процессу познания П: преобразование практической задачи в познавательную К: умение ставить вопросы Р: целеполагание (постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем), планирование и прогнозирование результата |
4. «Деконструкция» и «социализация» (открытие нового знания) 14 мин. |
Организует работу в группах с целью анализа текста эссе Д. Гранина о времени 1 группе предлагается задание: проанализировать текст с точки зрения его содержания и композиции 2 группе – выписать необычные мысли и фразы, которые могли бы стать афоризмами 3 группе – сформулировать и прокомментировать проблему, которую ставит автор 4 группе – проанализировать предложенный текст, изучить теорию, обобщить все наблюдения, построить высказывание «Особенности публицистического жанра «эссе» |
Работают в группах по заданиям, предложенным учителем (10 мин.) Представляют результаты работы (4 мин.) Итог работы – определение эссе, коллективно созданное (4-я группа представляет своё определение, все его уточняют и дополняют) |
Л: выражение положительного отношения к процессу познания П: сбор, обработка, анализ, интерпретация и передача информации К: умение строить учебное сотрудничество, взаимодействие, координация и принятие различных позиций во взаимодействии Р: удержание учебной задачи, использование речи для регуляции своих действий |
5. «Реконструкция» (первичное закрепление знаний) 7 мин. |
Представьте себе, что вы – эссеист (словообразовательный анализ слова). Создайте модель своей работы Используйте конверты |
Создают модель мыслительного процесса эссеиста (советы, инструкция, таблица, схема) |
Л: проявление интереса к процессу творчества П: интерпретация информации,создание алгоритма деятельности, использование знаково-символических средств, моделирование К: умение строить учебного сотрудничества, взаимодействие, координация и принятие различных позиций во взаимодействии Р: концентрация воли для преодоления интеллектуального затруднения |
6. «Афиширование» (самоанализ, самоконтроль) 3 мин. |
Задаёт вопросы, поощряет учеников, уточняет некоторые моменты |
Представляют свою модель Анализируют, что не учли, сравнивают свою модель с другими и эталоном (представляется на слайде презентации) 4 группа работает с Интернетом (http://www.gramma.ru/LIT/?id=4.9), подбирает информацию об истории жанра |
Л: уважительное отношение к мнению сверстников П: сбор, обработка, интерпретация и передача информации К: умение строить понятные для партнёров высказывания, слушать собеседников Р: сличение результата действия с учебным эталоном |
7. «Разрыв» (включение нового знания в систему и повторение) 5 мин. |
Пишет на доске ЭССЕ и предлагает каждому записать слова-ассоциации (или синквейн) |
Пишут слова-ассоциации (2 мин.) 4 группа представляет результаты работы по теме «Из истории жанра» (3 мин.) |
Л: формирование эстетических ценностей П: оценка информации, обобщение К: построение монологического высказывания Р: констатирующий контроль |
8. Рефлексия 3 мин. |
Какие открытия сделали в себе, в мире, в окружающих? К каким вопросам вышли? Чего не поняли? Предлагает варианты домашнего задания. |
Вспоминают, какие задачи ставили. Анализируют, решили их или нет. Намечают пути дальнейших действий. Выбирают для себя домашнее задание |
Л: адекватная самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности П: постановка и формулирование проблемы К: умение строить монологическое высказывание, задавать вопросы Р: оценка результатов деятельности: прогнозирование последующей работы с учётом перспектив |
Деформированный текст
Ну, челы! Тут тема образовалась. Ну, в общем, время… Время – это такая штука! Ну ты, чел, понял – время! Это тебе не в тапочки гадить! Время – это, это! Чё говорить-то! Времени часто нет. Ну совсем! Сидишь у компа и его нет. Чё ещё-то? Как там? Ну время – великая вещь! Так, чел? Ты понял? Вот такая тема!
Карточка для работы с жанрами публицистики (для каждой группы)
р..портаж, стат..я, ф..л..етон, интерв..ю, оч..рк, эссе, р..цензия
РЕПОРТАЖ
- Репортаж – это …
- Задача – ….
- Темы –….
- Особенности: …
СТАТЬЯ
- Статья - это
- Задача – …
- Темы – …
- Особенности: ….
ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК
- Очерк - это …
- Задача – …
- Темы – …
- Особенности: …
Текст Д. Гранина
«Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность, — писал Сенека еще в самом начале нашей эры, в 50-м году от Р. Х. (Рождества Христова)— Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет... Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании»…
Древние философы первыми поняли ценность времени — они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало людей своей быстротечностью.
Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли. Прогресс — он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, — чтобы сэкономить этому деловому человеку время. Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда на самолет. Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров — телевизоры, вместо пуговиц – «молнии», вместо гусиного пера — шариковую ручку. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы — все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается. Не только у него — цейтнот становится всеобщим. Недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей. Времени нет и у школьников, и у студентов, и у стариков. Время куда-то исчезает, его становится все меньше.
Однако человеку не всегда нужно Время. Бывает, что его вовсе не на что тратить, а приходится. Время нельзя не тратить, и транжирят его куда попало, на всякую ерунду. Есть люди, которых время обременяет, они не знают, куда его девать.
Известно, что счастливые не наблюдают часов, верно и другое — что и те, кто не наблюдают часов, уже счастливы…
(По Д. Гранину)
Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) – русский писатель и общественный деятель.
Луций Анней Сенека - римский философ, поэт и государственный деятель (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.)
Цейтнот – 1. Недостаток времени на обдумывание ходов в шахматной или шашечной партиях. 2. перен. Очень сильно ощущаемый недостаток времени. (Современный толковый словарь)
Карточка для группы 1
Задания для работы с текстом:
- Какие смысловые части можно выделить в тексте? Попробуйте составить план текста. Какие трудности это вызвало?
- К какому типу речи вы отнесли бы этот текст? Полностью ли его композиция соответствует данному типу?
- Какие примеры приводит автор? Для чего использует высказывание Сенеки?
- Сделайте выводы. Какие из следующих признаков высказывания вы бы отнесли к эссе?
Небольшой объём, свободная композиция, чётко регламентированная форма изложения, наличие официальной лексики, индивидуальные впечатления и соображения, определение научных понятий, конкретный повод, субъективность, наличие фрагментов типа «рассуждение-объяснение».
Карточка для группы 2
Задания для работы с текстом:
- Выпишите необычные мысли и фразы, которые могли бы стать афоризмами.
- Какие художественно-изобразительные средства использует автор (метафоры, сравнения, эпитеты и др.)?
- Сделайте выводы о стилистических особенностях эссе.
Карточка для группы 3
Задания для работы с текстом:
- Найдите предложения, в которых сформулирована проблема (вопрос), о которой размышляет автор.
- Какая это проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, политическая, философская)?
- Важна ли данная проблема для человека? Почему?
- Указывает ли автор пути решения заявленной проблемы? А какие бы пути предложили вы?
Карточки для группы 4
Карточка №1
Постройте высказывание на тему «Особенности публицистического жанра «»эссе». Для этого используйте:
- Текст Д. Гранина
- Учебник, §32
- http://www.gramma.ru/LIT/?id=4.4
Выберите наиболее, на ваш взгляд, подходящее определение эссе или создайте своё:
Эссе – это небольшое прозаическое произведение, в котором ярко выражена авторская точка зрения.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
Эссе́(из фр. Essai «попытка, проба, очерк», от лат. Exagium «взвешивание») – литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (Википедия)
Эссе – (франц. essai - опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра - Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вячеслава И. Иванова). (Современный толковый словарь)
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. (Словарь С. Ожегова)
Выделите стилистические особенности эссе.
Стандартизация, образность, афористичность, чёткие причинно-следственные связи, парадоксальность, разговорная интонация, строгие определения.
Карточка №2
Из истории жанра.
Родоначальник эссе – французский философ Мишель Монтень (1533 – 1592). С издания его «Опытов» в словесной европейской культуре бытует этот жанр.
Эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека.
С тех пор как эссе утвердилось в виде самостоятельного жанра, его отличает подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор эссе. Эссе нацелено на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М. Монтень).
Для чего пишется эссе?
«…Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» (О. Ванштейн «Для чего и для кого писать эссе?»).
Проанализируйте названия эссе:
- «О совести», «О красоте», «О книгах», «О дружбе», «О воспитании» и др. (Мишель Монтень)
- «Книга как врата мира», «О стихотворениях Гете» (Стефан Цвейг)
- «Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков)
- «Как читать книгу» (Иосиф Бродский)
Какие проблемы затрагивают данные эссе? Прокомментируйте данные проблемы (насколько они важны для человека, актуальны, а может быть, вечны и т.п.).
<р4>Карточка для создания модели мыслительного процесса эссеиста (для каждой группы)
«…Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» (Ольга Ванштейн «Для чего и для кого писать эссе?»).
«…Я хотел лишь предложить свое прочтение чеховских произведений… если я и полемизировал с кем-то, так скорее всего с самим собой» (Сергей Залыгин. Предисловие к эссе о Чехове «Мой поэт»)
«Этот огромный мир и есть то ЗЕРКАЛО, в которое нам нужно смотреться, чтобы ПОЗНАТЬ себя до конца» (Мишель Монтень).
«Любой человек может сказать нечто соответствующее истине, но выразить это красиво, разумно, немногословно смогут не столь уж многие. Вот почему меня раздражает не сказанное неверно по незнанию, а неумение сказать это хорошо» (Мишель Монтень).
Варианты домашнего задания:
- Упр. 280-281 (эссе на тему «Книги, без которых я не могу обойтись»)
- Упр. 284 (стилистический и языковой анализ текста в жанре «эссе»)
- Упр.285-286 (стилистический и языковой анализ текста в жанре «эссе»)
- Упр. 287 (зад 1 – анализ школьных сочинений в жанре «эссе»).
- Придумайте темы эссе, которые, на ваш взгляд актуальны и важны (до 10-15 тем).
Некоторые замечания по ходу урока
- Коллаж фотографий «Время» создаёт эмоциональный фон урока, настраивает на размышления по теме, предложенной в эссе Д. Гранина.
- Деформированный текст позволяет создать мотивацию к обучению красивой, правильной, понятной речи.
- На первых двух этапах урока ученики с помощью учителя подходят к выводу, что каждому из нас очень часто приходится излагать свои мысли письменно. В жизни не раз бывает необходимо написать письмо другу, любимому человеку, вести свой дневник наблюдений по долгу службы (например учителю, классному руководителю) возможно, описать быт и нравы жителей далекого острова, написать рецензию на прочитанную книгу, сделать анализ литературного произведения… Поэтому в школе мы учимся писать на определенную тему, и это умение – одно из важнейших условий получения школьного образования. Вместе с навыками письменной речи развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение – все это необходимо человеку любой профессии.
- На третьем этапе нужно вспомнить особенности некоторых жанров публицистики, известных ученикам из курса 8 класса
РЕПОРТАЖ
- Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни.
- Задача – рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели событие на самом деле.
- Тема – общественно важное событие как процесс.
- Особенности: личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.
СТАТЬЯ
- Статья - это жанр, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления.
- Задача – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли.
- Тема – политические, экономические, культурные, нравственные, морально-этические события общественной жизни.
- Особенности: объяснить причины общественных явлений, обобщить факты, сделать прогнозы на будущее; присутствие личной позиции автора.
ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК
- Очерк – это жанр, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления.
- Задача – рассказать о реально существующих людях.
- Тема – человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои знания, силы, опыт.
- Особенности: использование описания внешности героя, места действия
- На четвёртом этапе может появиться такое определение эссе: «Эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления, не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета».
- На пятом этапе урока можно включиться в обсуждение, чтобы донести некоторые мысли до учеников. Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому Наличие конкретной темы и вопроса в эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Автор как бы «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования. Это качество эссе определяется как свободное владение темой. Помним, что при этом способы освоения мира могут быть различными: и художественным, и научным, и религиозным. Кому бы ни было адресовано эссе, непременное требование жанра – диалог с самим собой. В предисловии к эссе о Чехове «Мой поэт» С. Залыгин писал: «…Я хотел лишь предложить свое прочтение чеховских произведений… если я и полемизировал с кем-то, так скорее всего с самим собой».
- На шестом этапе результаты работа сравниваются с эталоном, который будет представлен на слайде презентации.
ЭТАЛОН
- Эссе – это жанр публицистики.
- Задача – рассказать о впечатлениях автора, представить его раздумья.
- Тема – жизнь, события в науке, искусстве, литературе.
- Особенности: оригинальный взгляд на предмет, парадоксальность, индивидуально-авторская трактовка темы, образность, афористичность языка.
- Второй урок по данной теме будет построен в зависимости от того, что выбрали ученики в качестве домашнего задания. Возможно, следующий урок будет построен как мастерская творческого письма по созданию эссе. Тему выберут сами ученики, но учителю следует ненавязчиво предложить «веер» разнообразных тем. Для этого можно, например, посмотреть отрывок из фильма «Доживём до понедельника» с бессмертным сочинением «Счастье – это когда тебя понимают…»; прочитать небольшое размышление о времени современного поэта и писателя Александра Красного, просмотреть видеозапись с монологом Татьяны Дорониной о театре из кинофильма «Старшая сестра» (отрывок из статьи В.Г. Белинского «Литературные мечтания. Элегии в прозе») и т.п.
Александр Красный
Давай поговорим сегодня о самом ценном…
Как ты думаешь — о чём?
О деньгах? — Нет…
О драгоценных металлах и камнях? — Нет.
Ни за какие богатства ты не купишь дополнительно даже одну минуту своей жизни!
Поэтому самое дорогое, что есть у человека, — это Время.
Время — это к тому же то единственное, что принадлежит тебе лично…< br/> А давай подумаем, на что ты тратишь своё время? Узнаёшь ли что-то новое для себя? Или гуляешь по улице со своими сверстниками?..
Но время идёт, бесполезные часы складываются, и, пока ты «надеялся и ждал», другие быстро выучили азбуку, научились читать и считать, заняли первые места на школьных олимпиадах…
А чего я, собственно, жду? Жизнь-то проходит…