Печать

Готовимся к сочинению

Гринёв и Швабрин
(сравнительная характеристика героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Сравнить - установить черты сходства или различия, сопоставить (Толковый словарь русского языка С. Ожегова).

Сравнительную характеристику можно построить двумя способами:

  1. Последовательное сравнение (после вступления рассказать об одном герое, потом о другом, сделать выводы)
  2. Параллельное сравнение (после вступления герои сравниваются по разным позициям: воспитание одного и другого, отношение к Маше, поведение во время приступа, судьба героев и т.д.)

Чтобы написать вступление, попробуйте ответить на вопросы:

Готовясь к сочинению, выполните тестовые задания.

  1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    А       Алексей Швабрин 1. отсутствие жеманства, скромность, застенчивость
    Б       Пётр Гринёв 2. искренняя злоба и притворная насмешливость
    В       Маша Миронова 3. глубокая справедливость
      4. открытость и восторженность
  2. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и их судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    А       Емельян Пугачёв 1. счастливо женится на Маше Мироновой
    Б       Алексей Швабрин 2. умирает от тяжёлой болезни
    В       Пётр Гринёв 3. казнён по велению императрицы
      4. арестован и заключён в тюрьму
  3. Пётр Гринёв и Алексей Швабрин с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Итак, Гринёв и Швабрин – герои-антиподы, но в них есть и общее:

  1. оба офицеры
  2. оба молоды
  3. оба любят Марью Ивановну

Герои проявляют себя в следующих эпизодах:

  1. знакомство Гринёва и Швабрина
  2. их разговоры о Маше
  3. дуэль
  4. взятие Белогорской крепости
  5. спасение Маши Мироновой
  6. арест и допрос

 

Сравните героев по следующему плану:

  1. Воспитание и образование.

    Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа. С детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.

    Швабрин получил столичное воспитание и образование.

    Как Гринёв и Швабрин оказались в крепости?

  2. Отношение к воинскому долгу.

    Как повёл себя Швабрин во время взятия Белогорской крепости? А Гринёв? Как такое поведение характеризует героев?

  3. Отношение к Маше Мироновой.

    Попробуйте данные словосочетания «распределить» между Гринёвым и Швабриным.

    глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви, низменный характер чувства, глубокое уважение к женщине, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.

    Комментарий.

    Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь – милосердие. Не любовь – страсть, не любовь – восхищение, а любовь – милосердие.

    Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

    Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.

    Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу – это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье  Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.

  4. Отношение к людям.
    • Для кого из героев характерны озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность?
    • Для кого из героев характерны доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость?
    • В каких эпизодах это проявляется?
    • Согласны ли вы с мнением поэтессы М.И.Цветаевой. утверждающей, что Швабрин –«мелкий завистник и доносчик», «низкий злодей»?
    • Обратите внимание на то, как сложилась судьба двух героев. Закономерен ли такой финал?

Подумайте, как можно построить заключение. Возможно, вы скажете об отношении автора к своим героям. Или напишете о своём отношении к ним. В любом случае подумайте о нравственных уроках произведения.

План

I. Вступление. Проблема чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

II. Гринев и Швабрин.

  1. Общее в героях.
  2. Гринёв и Швабрин – герои-антиподы.
         а) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
         б) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
         в) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
         г) Судьба Гринёва и судьба Швабрина.
         д) Отношение автора к своим героям.

III. Заключение. Нравственные уроки повести.

 

Речевая подготовка.

Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова (наоборот, напротив) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (так как, доказательством этого служит, это подтверждает, вот отчего), а также вводных слов (значит, таким образом, итак, наконец), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (если... то другой...).

Выбираем эпиграф

Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь,
Чтоб пострадала честь.
П. Корнель

Мнение критика

«Он [Гринёв] русский дворянин, человек ХVIII века, с печатью своей эпохи на челе….он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени. Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью… В этом глубокое отличие Гринёва от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринёв у пугачёвцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства – как друг Пугачёва. Он не «пришёлся» ни к одному лагерю; Швабрин – к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугою Пугачёва» (Ю.М. Лотман)