Ключи:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Вариант 1 | 1 | 3 | 4 | 29 | 6392 |
Вариант 2 | 2 | 2 | 40 | 8917 |
Материалы для сочинения:
Вариант 1
Проблема | Позиция автора |
1. Проблема нравственного отношения к природе (Как рождается сочувствие ко всему живому?) | Всё живое связано нитями общей любви (Сочувствие ко всему живому рождается из общего родительского долга) |
2. Как соотносятся цели и средства их достижения | Нельзя убить одного ребёнка ради счастья другого |
3. Проблема родительской любви | Настоящее отцовское чувство не позволяет осиротить малыша |
Пример сочинения
Косуля
Твой взор да будет твёрд и ясен,
Сотри случайные черты
И ты увидишь: мир прекрасен!
А.А. Блок
Читая стихи русского поэта, чувствуешь красоту окружающего мира. Но все ли способны ощущать эту красоту? Жить в атмосфере гармонии? К сожалению, встречаются примеры жестокого отношения человека к миру природы. Что толкает таких людей на преступление? Безусловно, черствость, бездушие, серость.
Проблема нравственного отношения человека к природе звучит в небольшом рассказе А. Владимирова. Автор повествует о том, как решил охотиться на косулю один молодой человек. Николаю Савушкину она была необходима не ради мяса. Из рогов животного он хотел сделать лекарство. Больна дочь. Нужна помощь. И отец ради любви к своему ребёнку готов на всё. И вот он в заветном овражке. "Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. Малыш примостился возле матери.., – пишет автор, – Савушкин вздохнул и попятился назад..." Что заставило Николая отступить? На мой взгляд, простая человеческая любовь. "Всё живое связано нитями общей любви, общего родительского долга, "– считает автор. Я разделяю его точку зрения. Действительно, Николай понимал, что перед ним не просто косуля. На него смотрела мать, инстинкт которой подсказывал уберечь своё дитя от беды, как долг человека – позаботиться о здоровье любимой дочери. Мир людей и мир природы – это единое целое, объединенное узами любви и добра.
Но стоит одну цепь этого гармоничного единения нарушить, рушится весь мир. И человек в нём теряет своё человеческое обличье. О таких пишет В.П. Астафьев в сборнике рассказов "Царь-рыба". Браконьер Игнатьич чуть не поплатился жизнью за свои корыстные планы, став жертвой символической царь-рыбы. Она помогла герою осознать свои ошибки.
Недавно смотрела передачу "Пусть говорят". Речь шла о нашумевшей истории с кенгуру из ростовского зоопарка. Дети палками до смерти забили беззащитное животное. Задаю себе вопрос: откуда у детей жестокость, агрессия? Что заставило пойти на столь бездумный шаг? Причина, думаю, в недостаточной родительской любви, отсутствии внимания к детям. Ведь воспитание детской души предполагает и любовь к животным. Милосердное отношение к природе.
Прав был поэт А. Блок: необходимо отмести всё лишнее и жить в гармонии с природой.
Вариант 2
Проблема | Позиция автора |
1. Проблема ответственности человека за свои поступки не только перед другими, но и перед собой | Человек ответствен за свои поступки не только перед людьми, но и перед собой. |
2. Все ли средства хороши для достижения собственных эгоистических целей? Например, обман? | Обман не только не помогает, но и ложится тяжким грузом на растревоженную совесть Человек, живущий обманом, счастья не наживёт |
Варианты комментариев проблемы
1) Автор считает, что герой потерпел нравственное поражение. Это передано с помощью контраста настроения героя в начале рассказа и в конце. Метафора - душа от радости пела - передает состояние героя от мелочного обмана попутчицы. А в конце мы читаем, что герой уже "хмуро" моет руки, и "поплѐлся на кухню" и с "отчаянием" понял...
2) В диалоге героев (предложения №34-38) слова автора, сопровождающие реплики, помогают понять его позицию. Героиня "улыбнулась", а герой "глупо ухмыльнулся". Наташа "молча ушла", а Плетѐнкин "поплѐлся". Автор показывает человеческое превосходство героини.