Открытый банк заданий (ФИПИ)
Вариант 1
(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.
– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4)Откуда в наших местах антилопы?
– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!
– (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:
– (11)Ты точно антилопу видел?
– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится!
– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.
(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.
– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...
(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.
– (45)Вкусно, миленькая?
– (46)Вкусно!
(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.
(По А. Владимирову*)
* Александр Павлович Владимиров – современный писатель-прозаик.
- Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
- В предложениях 1–2 представлено рассуждение.
- Предложение 18 объясняет содержание предложения 17.
- В предложении 20 содержится описание.
- В предложениях 38–40 содержится объяснение того, о чём говорится в предложении 36.
- Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
- Дочка Савушкина была больна.
- Савушкину нужны были рога антилопы, чтобы приготовить лекарство для дочери.
- Пастух Гришка собирался охотиться на антилопу и исходил всю лощину в её поисках.
- Савушкин увидел антилопу с детёнышем и не стал в неё стрелять.
- Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.
- 18
- 2
- 33
- 34
- Среди предложений 27–35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
-
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём – __________ (в предложениях 23–24, 24–25), а также тропы: __________ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), __________ («стеклянные глаза» в предложении 24) и __________ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».
Список терминов:
- антитеза
- метафора
- сравнение
- анафора
- ряд однородных членов
- лексический повтор
- риторический вопрос
- риторическое восклицание
- эпитет
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Вариант 2
(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.
(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:
(7)– Мам, а почему нельзя?
(8)– Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)– Вон у отца отпрашивайся!/p>
(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.
(11)– Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!
(21)– Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена.
(23)– Ты иди мой руки и давай садись ужинать…
(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.
(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.
(34)– Ну, получается, что я обманул тебя!
(35)– Меня? – она улыбнулась. (36)– Разве ты меня обманул?
(37)– А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.
(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.
(42)– Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.
(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.
(По С.С. Качалкову*)
* Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.) – современный писатель-прозаик.
- Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
- Предложение 4 содержит описание состояния героя.
- В предложениях 16–19 представлено рассуждение.
- Предложение 25 содержит описание.
- В предложении 10 содержится повествование.
- В каком предложении используются контекстные антонимы?
- 6
- 29
- 32
- 44
- Среди предложений 39–44 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
-
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Автор, передавая речевую манеру персонажа, использует синтаксическое средство выразительности – (А)_________ (предложения 14, 18). Для описания внутреннего состояния героини используются тропы: (Б)__________ («глаза светились от счастья» в предложении 31) и (В)__________ («тоскливое разочарование» в предложении 29). Такое синтаксическое средство, как (Г)__________ (в предложении 36), обретает в тексте особую значимость».
Список терминов:
- эпитет
- сравнение
- литота
- парцелляция
- экспрессивно-оценочные слова
- диалектизм
- вопросительное предложение
- разговорные синтаксические конструкции
- метафора
- Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Ключи и материалы для сочинения
Ключи:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Вариант 1 | 1 | 3 | 4 | 29 | 6392 |
Вариант 2 | 2 | 2 | 40 | 8917 |
Материалы для сочинения:
Вариант 1
Проблема | Позиция автора |
1. Проблема нравственного отношения к природе (Как рождается сочувствие ко всему живому?) | Всё живое связано нитями общей любви (Сочувствие ко всему живому рождается из общего родительского долга) |
2. Как соотносятся цели и средства их достижения | Нельзя убить одного ребёнка ради счастья другого |
3. Проблема родительской любви | Настоящее отцовское чувство не позволяет осиротить малыша |
Пример сочинения
Косуля
Твой взор да будет твёрд и ясен,
Сотри случайные черты
И ты увидишь: мир прекрасен!
А.А. Блок
Читая стихи русского поэта, чувствуешь красоту окружающего мира. Но все ли способны ощущать эту красоту? Жить в атмосфере гармонии? К сожалению, встречаются примеры жестокого отношения человека к миру природы. Что толкает таких людей на преступление? Безусловно, черствость, бездушие, серость.
Проблема нравственного отношения человека к природе звучит в небольшом рассказе А. Владимирова. Автор повествует о том, как решил охотиться на косулю один молодой человек. Николаю Савушкину она была необходима не ради мяса. Из рогов животного он хотел сделать лекарство. Больна дочь. Нужна помощь. И отец ради любви к своему ребёнку готов на всё. И вот он в заветном овражке. "Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. Малыш примостился возле матери.., – пишет автор, – Савушкин вздохнул и попятился назад..." Что заставило Николая отступить? На мой взгляд, простая человеческая любовь. "Всё живое связано нитями общей любви, общего родительского долга, "– считает автор. Я разделяю его точку зрения. Действительно, Николай понимал, что перед ним не просто косуля. На него смотрела мать, инстинкт которой подсказывал уберечь своё дитя от беды, как долг человека – позаботиться о здоровье любимой дочери. Мир людей и мир природы – это единое целое, объединенное узами любви и добра.
Но стоит одну цепь этого гармоничного единения нарушить, рушится весь мир. И человек в нём теряет своё человеческое обличье. О таких пишет В.П. Астафьев в сборнике рассказов "Царь-рыба". Браконьер Игнатьич чуть не поплатился жизнью за свои корыстные планы, став жертвой символической царь-рыбы. Она помогла герою осознать свои ошибки.
Недавно смотрела передачу "Пусть говорят". Речь шла о нашумевшей истории с кенгуру из ростовского зоопарка. Дети палками до смерти забили беззащитное животное. Задаю себе вопрос: откуда у детей жестокость, агрессия? Что заставило пойти на столь бездумный шаг? Причина, думаю, в недостаточной родительской любви, отсутствии внимания к детям. Ведь воспитание детской души предполагает и любовь к животным. Милосердное отношение к природе.
Прав был поэт А. Блок: необходимо отмести всё лишнее и жить в гармонии с природой.
Вариант 2
Проблема | Позиция автора |
1. Проблема ответственности человека за свои поступки не только перед другими, но и перед собой | Человек ответствен за свои поступки не только перед людьми, но и перед собой. |
2. Все ли средства хороши для достижения собственных эгоистических целей? Например, обман? | Обман не только не помогает, но и ложится тяжким грузом на растревоженную совесть Человек, живущий обманом, счастья не наживёт |
Варианты комментариев проблемы
1) Автор считает, что герой потерпел нравственное поражение. Это передано с помощью контраста настроения героя в начале рассказа и в конце. Метафора - душа от радости пела - передает состояние героя от мелочного обмана попутчицы. А в конце мы читаем, что герой уже "хмуро" моет руки, и "поплѐлся на кухню" и с "отчаянием" понял...
2) В диалоге героев (предложения №34-38) слова автора, сопровождающие реплики, помогают понять его позицию. Героиня "улыбнулась", а герой "глупо ухмыльнулся". Наташа "молча ушла", а Плетѐнкин "поплѐлся". Автор показывает человеческое превосходство героини.