Печать

А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Изображение русской деревни ХХ века

Крестьянская тема традиционна для русской литературы. Ведь деревня – это олицетворение хлеба насущного. Потому о ней плакала и пела отечественная литература, начиная с А.Н. Радищева и А.Н. Некрасова и продолжая писателями ХХ века.

Своеобразием осмысления деревенской темы отличается рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». Рассказ был опубликован в 1963 году. В основе повествования Солженицына – история жизни простой женщины из русской глубинки. Но за этой трагической судьбой – судьба  деревни, судьба всей страны.

Мечта автора-рассказчика  о тихом уголке России завела его сначала в поселок Торфопродукт. «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое», - горько усмехается писатель. В описании поселка отражены процессы разрушения гармонии деревенской жизни. «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные худо штукатуренные бараки».  Картину разорения «нутряной», «кондовой» России довершают яркие детали: рычащие экскаваторы, пронзительно свистящие паровозики, дымящая фабричная труба. Но для автора это лишь внешние детали. Большей опасностью, на его взгляд, грозит разрушение всего национального уклада жизни.

Рассказчик Игнатьич в своем стремлении затеряться в  «нутряной» России, забраться «поглуше, от железной дороги подале, к озерам» оказывается в деревеньке Тальново, еще сохранившей свое поэтическое название. Там жизнью праведницы и живет главная героиня рассказа шестидесятилетняя Матрена. Судьба не баловала Матрену: шестеро детей умерли во младенчестве, осталась вдовой, живет одна, хотя и воспитала младшую дочку Фаддея и «второй Матрены» Киру. Как и все в колхозе, работала Матрена «не за деньги – за палочки». Вот и сейчас она никак не может добиться пенсии за мужа, а родные помогают мало.  Матрена – это воплощение русского характера. Она трудолюбива, добра, непритязательна. Работа для нее – «верное средство вернуть себе доброе расположение духа». Вот и помогает бескорыстно старая больная женщина всем, кому необходимо в деревне помочь. Не жалуется, не плачет, даже если валится с ног. Игнатьичу, который живет у Матрены квартирантом, она мила не только за тепло и за еду: ему дороже была «улыбка ее кругловатого лица». За этой улыбкой – святая простота, бескорыстие, праведность, понимаемая автором как жизнь в соответствии с христианской верой, моралью. «Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила», - пишет Солженицын. Такие люди, как Матрена, почитались на Руси за свое простодушие, за свою доброжелательность.

Но как изменилась деревня! Изменилась не только внешняя сторона жизни, изменился внутренний мир людей.  Образ жизни Матрены не принимают  ни близкие, ни односельчане. В их восприятии она и глупа, и неопрятна, но главное – «не бережная». И волнует родственников не сама Матрена, а ее дом, который строили «давно и добротно и на большую семью» (это не временные «худо штукатуренные бараки»!), Потеря дома равносильна гибели. Вот и погибает Матрена под колесами поезда, когда родственники разоряют ее избу.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни  город. Ни вся земля наша», - заканчивает писатель свой рассказ. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» подразумевает духовную сторону человеческого бытия.

Исследуя причины разрушительных процессов в русской деревне, писатель приходит к выводам, нелестным для государства. «Раньше воровали у барина, теперь тянули торф у треста», за хлебом – в город, нет денег, «топлива не положено и спрашивать о нем не положено». Председатель распоряжается землей, деревней, людьми, которые скорее напоминают крепостных, чем хозяев родной земли. Насаждается рабская психология, происходит отторжение человека от земли. Потому бездумно вырубаются леса, варварски используется земля, ее богатства. Такая жизнь грозит людям и физической гибелью от пьянства и поножовщины. Виновником гибели деревенского мира Солженицын видит государство, бюрократическое, антинародное по своей сути.