Печать

Современная авторская песня

Во второй половине пятидесятых – начале шестидесятых годов ХХ века в русской поэзии появилось новое направление. Его создали «поющие поэты» – авторы стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно и их исполнителями. Часто их называют бардами (так древние кельты называли бродячих певцов-поэтов). В одних случаях это были профессиональные поэты (Булат Окуджава, Александр Городницкий, Новелла Матвеева), в других – авторы песен, реализовавшие свой талант именно в этом жанре (Юрий Визбор, Владимир Высоцкий).

Поначалу песни такого рода исполнялись в дружеских компаниях, в туристических походах, в геологических экспедициях. Со временем некоторые авторы начали выступать с публичными концертами. А еще больше расширили аудиторию магнитофонные записи.

Авторская песня возникла как противовес советской массовой песне. Ее называли «фольклором городской интеллигенции». Особенности авторской песни таковы:

  1. авторская песня глубоко укоренена в поэтической традиции;
  2. авторская песня – «младшая сестра» классического романса;
  3. авторская песня рождена романтической эпохой и несет в себе отсвет романтической культуры;
  4. авторская песня отражает историю страны, отечественной культуры и общественной мысли;
  5. в творчестве бардов развиваются традиции гражданской поэзии и «чистой лирики».

Особое место среди бардов занимает имя Владимира Семеновича Высоцкого(1938-1980). Не признанный официально, В. Высоцкий был еще при жизни признан народным певцом-поэтом, заслужил всенародную любовь и почитание, так как сказал людям правду об их жизни, с чувством сострадания и сочувствия – об их боли, об обидах, как бы перевоплощаясь в каждого. «Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта» - эти слова немецкого поэта Гейне можно отнести и к Высоцкому.

Темы песен В.Высоцкого разнообразны: сатирические пародии, песни о войне, о лагерях, о спорте, об альпинистах, песни-сказки и лирические песни… Но о чем бы он ни писал, всегда прославлял свободу, мужество, чувство дружбы, любовь…

Многие песни В.Высоцкого посвящены Великой Отечественной войне. Войну поэт воспевает как подвиг народа в борьбе за свою свободу. В трактовке военной темы В.Высоцкий шел против течения, вступая в конфликт с нормами официальной поэзии, и провозглашал высшей ценностью человеческую жизнь. Поэтому весьма сомнительными оказываются привычные представления о воинской доблести:

... Нам говорили: «Нужна высота!»
И «Не жалеть патроны!»
Вон покатилась вторая звезда –
Вам на погоны.

Звезд этих в небе – как рыбы в прудах,-
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть, ходил бы тогда
Тоже – Героем.

(«Песня о звездах»)


Внимание поэта привлекала непарадная, прозаическая сторона войны. Многие его песни строятся сюжетно: «Песня о госпитале», «Тот, который не стрелял». Во многих – психологическая точность и мужественный пафос: «Братские могилы», «Песня летчика», «Песня самолета-истребителя», «Сыновья уходят в бой».

Песня «Мы вращаем Землю» передает и боль отступления («От границы мы Землю вертели назад. Было дело сначала»), и ощущение адского напряжения всех сил, предельной собранности и устремленности к победе («Но обратно ее закрутил наш комбат, Оттолкнувшись ногой от Урала»). Этот подвиг совершается во имя того, «чтобы солнце взошло на востоке». Это коллективный подвиг всего народа. Но народ состоит из отдельных людей, и гибель каждого – невосполнимая потеря.

Проникновенным лиризмом, образностью, глубоким смыслом наполнена песня «Он не вернулся из боя».

Почему все не так? Вроде – все как всегда:
то же небо – опять голубое,
тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только он не вернулся из боя…

То, что пусто теперь, - не про то разговор:
вдруг заметил я – нас было двое…
Для меня словно ветром задуло костер,
когда он не вернулся из боя.

С гибелью друга пусто становится на земле, будто умирает часть твоей души:

Нам и места в землянке хватало вполне,
нам и время – текло для обоих…
Все теперь одному. Только кажется мне,
это я не вернулся из боя.

В песне нет конкретных исторических примет, автору важен вечный, вневременной смысл этой трагической ситуации.

Одним из шедевров военной лирики В. Высоцкого стала «Песня о Земле». Земля здесь – символ души народной, которая «затаилась на время», «почернела от горя», но поэт верит в возрождение народа, в неистребимость жизни:

…Кто сказал, что Земля не поет,
что она замолчала навеки?!
Нет, звенит она, стоны глуша,
изо всех наших ран, из отдушин.
ведь Земля – это наша душа,
сапогами не вытоптать душу.

Какое удивительное проникновение в дух военной поры у человека, который знает войну по воспоминаниям раннего детства, по книгам  и по рассказам отца, прошедшего войну от звонка до звонка!

«… Меня часто спрашивают, не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли… Я просто пишу от первого лица… Песни я пишу на разные сюжеты… А тема моих песен одна – жизнь», - в этих словах В. Высоцкого отражена суть его творчества.