Печать

Русские поэты ХХ века о духовной красоте человека

И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Такими вопросами заканчивает своё стихотворение «Некрасивая девочка» поэт ХХ века Николай Заболоцкий. Это стихотворение представляет собой звено в размышлениях поэта о сущности красоты.

Внешность героини стихотворения вызывает сочувствие:

Cреди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.

Поэт–реалист трезво видит суровую реальную жизнь, он предчувствует день, когда девочка вдруг увидит с ужасом, «что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!». Поэт возлагает надежду не на утешительную ложь, что внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твердость человеческого сердца, на то, что оно не «хрупкая игрушка». Да, девочка внешне некрасива, но в ней уже мерцает тот самый огонь, образ которого создаёт поэт в конце стихотворения:

Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!

Поэт заставляет читателя восхититься божественным даром («обожествляют люди») юной героини. Красота и чистота чувств, естественность доброты и любовь ко всему, что нас окружает, к людям, к жизни, к чужой радости – вот что есть красота, которую обожествляют люди, которую увидел в этой младенческой душе своим поэтическим взором Заболоцкий.

Стихотворение заканчивается вопросами, которые усиливают эмоциональное воздействие и способствуют раскрытию его идеи. Поэт не дает готовых ответов на вопросы, он заставляет читателя задуматься над тем, «что есть красота?», но он сделал главное: не оставил нас равнодушными и заставил думать, размышлять об истинной красоте человека, о том какую спасительную силу она несет в себе. И не случаен образ «огня, мерцающего в сосуде», который является символом добра и человечности. Бесспорно, в стихотворении утверждается приоритет внутренней красоты над внешней. Внутренняя, духовная красота – вот то, чем жив человек.

По глубокому убеждению Заболоцкого, мир в процессе своего развития будет постепенно подниматься на все более высокие уровни разумного и сознательного. Вера в торжество разума, торжество жизни, в ее развитие пронизывает многие произведения автора. Одним из них является стихотворение «Не позволяй душе лениться».

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Заболоцкий твердо уверен в том, что нельзя проводить время в бездействии, не годится «спать в постели при свете утренней звезды». Он говорит о том, что как только ты позволишь себе расслабиться, дашь своей душе поблажку, освободишь ее от труда, от движения вперед, так сразу же лень возьмет над тобой верх:

Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед.

Человек с ленивой душой эгоистичен, чёрств, его интересы ограничены, он слабоволен и не способен ни в чём добиться успеха. Поэтому так необходимо держать «лентяйку в чёрном теле», не снимая с нее узды, чтоб «жить с тобой по-человечьи училась заново она». Если же душа умеет «жить с тобой по-человечьи», ты обладаешь истинной – духовной – красотой.