Печать

Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей

Н. В. Гоголь рассматривал театр как трибуну, с которой можно «целой толпе, целой тысяче народа за одним разом» прочитать «живой, полезный урок». «Ревизор» - это общественная комедия, события в которой рассматриваются в масштабах уездного города, «от которого хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», представляющего собой типичный образ русских уездных городов.

Для проезжих, а особенно для важных, значительных персон, в нем царит благополучие: «...улицы выметены, во всем порядок, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало...» Но это созданный городничим и его подчиненными мираж, за которым скрывается истинная жизнь города, построенная на ложной морали. Взятки, обман, воровство на службе, даже чтение почтмейстером чужих писем считаются нормой, а городничего называют умным, ибо «он не любит пропускать того, что плывет в руки». Существует даже некая иерархия взяточничества, согласно которой нельзя «брать не по чину». Каждый чиновник, как и принято, «радеет о своих выгодах », не желая честно исполнять служебный долг. В городе царит беспорядок в государственных учреждениях. Так, судья Ляпкин-Тяпкин, человек, представляющий правосудие, отвечающий за жизни других людей, по своим же собственным словам, «даже не заглядывает в докладные записки — только рукой махает». Он берёт взятки «борзыми щенками», так как увлекается охотой. Попечитель богоугодных заведений Земляника ворует казённые деньги, у него больные «выздоравливают, как мухи». Смотритель училищ Хлопов труслив до абсурда. Мздоимство, беззаконие, внутренняя пустота, невежество – те пороки, которые обличает Гоголь в образах городских чиновников.

Мнимую идиллию уездного города, нарушает страшное известие — приехал ревизор. В суматохе перепуганные чиновники, старающиеся создать видимость порядка и своей честности, принимают за инкогнито проезжего петербургского регистратора, оказавшись сбитыми с толку его самоуверенностью и манерой поведения типичного столичного чиновника. Мнимый ревизор Хлестаков - такой, каким он представляется чиновникам города. Хлестаков, «находящийся на дружеской ноге с Пушкиным», имеющий один из самых знаменитых домов в Петербурге, «где собираются князья и графы, а иной раз и министр», Хлестаков, «которого сам государственный совет боится», — фантом, призрак. Этому призраку и начинают всячески прислуживать и угождать чиновники, на которых лживые рассказы Хлестакова производят огромное впечатление именно потому, что Хлестаков – из Петербурга. Столица набрасывает тень на всю Россию. Петербург раздавил Хлестакова как личность. Будучи всего лишь регистратором, Хлестаков считает себя важной персоной и даже не удивляется повышенному вниманию и заботе чиновников, считая это в порядке вещей. Пустой, избалованный, склонный к болтовне и сплетням, жаждущий карьеры и успеха – таким предстаёт перед читателем Хлестаков.

Но мы видим, что идеалы мелкого петербургского чиновника и «отцов» уездного города одни и те же. Городничий, который, породнившись с «простым елестратишкой», радуется, что «сделался птицей высокого полета», мечтает «влезть в генералы». Судья Ляпкин-Тяпкин считает себя куда более достойным претендентом на эту должность, опять же питая иллюзии по поводу собственной значимости. Городничему, его жене и дочери все начинают оказывать мнимые почести, выражать лживую, неискреннюю радость, в душе завидуя им и проклиная их.

Карикатурные образы начинают выглядеть страшными, пугающими своей бесчеловечной сутью, немощью духа, внутренней пустотой. Недаром как прозрение звучат слова городничего: «Где я? Ничего не вижу… Ни одного человеческого лица… Вокруг только рыла, рыла…».

Самой большой опасностью Гоголь считает то, что попрание законов нравственных угрожает людям страшной бедой – расчеловечиванием человека, потерей божественной сути в человеке. Убога жизнь героев «Ревизора», убог их внутренний мир, они – настоящее скопище пороков.