Печать

Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Свою поэму «Василий Теркин» А. Т. Твардовский создавал с 1941 по 1945 годы. Она написана Твардовским на основе личного опыта автора — участника Великой Отечественной войны. В жанровом отношении это свободное повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы. Главы поэмы высвечивают разные грани и аспекты событий войны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре» и др. Стержнем поэмы является образ главного героя — рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные типические черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе...

«Обыкновенный», «из запаса рядовой», «добрый малый», «труженик-солдат», «большой любитель жить» А в итоге — «святой и грешный, русский чудо-человек» И в этом выводе противоречия нет. Если одним словом попытаться определить главное в образе Василия Теркина — то это слово будет нормальность, то есть душевное здоровье, уравновешенность, чувство меры.

О Теркине можно сказать многое: трудолюбив и терпелив, так как война для него — прежде всего тяжкая работа а, неистощим на выдумки и вместе с тем достаточно трезв в оценке себя и других, жизнелюбив, коллективист по природе, но знаком с одиночеством, удал и смел, но не безрассуден А главное — он талантлив талантливо воюет («Поединок», «Бои в болоте») и талантливо рассказывает («Отдых Теркина», «Теркин пишет»), и даже в бане моется тоже талантливо («В бане»).

Особенно ярко характер Василия Теркина раскрывается в ситуациях, пограничных между жизнью и смертью. К ним относится знаменитая переправа, на которой «Кому память, кому слава, Кому темная вода». В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Переправа опасна и для товарищей Василия Теркина, и для него самого:

Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…

Рефреном в этой главе автор повторяет «Переправа, переправа!» Твардовский показывает, как важно доплыть сейчас до противоположного берега, как трудно не спасовать, когда «пушки бьют в кромешной мгле», когда от холода сводит ноги.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд — и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной...». А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат.

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие качества русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная ваша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны («Бой идет, святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле...»).