Печать

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь - романтически изображает национально-освободительную борьбу украинского народа. Главный герой повести Тарас Бульба предстает перед читателем как могучая личность. Он - частица своего народа — запорожских казаков. Идея пламенного патриотизма, несгибаемого мужества, неодолимости «русского товарищества» пронизывает все повествование.

Образ Запорожской Сечи предстает в идеальном (а отчасти и утопическом) освещении. Гоголь рисует союз людей, построенный на основе всеобщего равенства и независимости, — людей, свободных от феодального притеснения. Тарас Бульба — атаман, предводитель сражающегося народа, преисполненного богатырских сил и высоких нравственных идеалов свободы и братства. «Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы. Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину», — с гордостью пишет Н. В. Гоголь о Запорожской Сечи.

Автор изображает молодых казаков, сыновей славного полковника Тараса Бульбы – Остапа и Андрия. Запорожская Сечь была для них путеводной звездой. Остап, изнывавший от скуки в бурсе и четыре раза закапывавший свой букварь в землю, стал хорошо учиться, как только отец пригрозил отдать неуча служкой в монастырь и сказал, что не видать ему Запорожья, как собственных ушей. Остап стал одним из лучших учеников. Андрий жил не столько мечтами о будущем, сколько настоящим: его пребывание в бурсе было освещено чувством любви к прекрасной полячке.

Различия в характерах братьев проявляются еще во время их учебы в бурсе. Открытый и прямодушный, Остап переносит наказанья за бурсацкие шалости, но не выдает товарищей. Андрий умеет выходить сухим из воды, никогда не подставляя спину под розги, хотя часто руководит каким-либо набегом бурсаков на рынок. Он кажется более развитым, более чутким, романтичным, чем старший брат, не замечающим ни красивых девушек, ни цветения садов … Андрий кажется более душевным и человечным, способным на более тонкие, нежные чувства и переживания, чем его брат.

Во время приезда братьев домой из бурсы мы видим, что старший никому не позволит смеяться над собой и даже готов драться на кулаках с родным отцом, а младший вроде и не слышит насмешки. Резковатый и даже грубоватый Остап, уезжая на Сечь, жалеет родную мать, думает о быстро промелькнувшем детстве, а «романтичный » Андрий словно отрезал себя от всего, забыл обо всем. Он кажется человеком без «корня», без стержня. Поведение братьев на Сечи, военные упражнения, занятия верховой ездой и стрельбой оценивает самый требовательный судья — их отец Тарас. Он гордится сыновьями, их мужеством, ловкостью, лидерством среди молодежи, но он же замечает и разницу в их поведении. В первом бою Андрий «весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знает, что значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы; то есть любит битву ради самой битвы, видит на поле боя только себя, хочет развлечь себя, показать себя.

Остап же, прежде всего, «в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем, чтобы потом вернее преодолеть ее». Тарас понимает, что из старшего сына выйдет «добрый полковник».

Поход и осада Дубно станут важной вехой жизненного и воинского пути братьев. Когда погибнет атаман Бородатый, казаки единогласно выберут куренным атаманом Остапа, хоть он самый молодой среди них. Он сразу же проявит себя хорошим организатором, разумным командиром. В последнем бою его даже победить не могут чуть ли «не восьмеро разом».

Андрий же, едва увидев любимую прекрасную полячку, совершает гуманный поступок — дает хлеб для умирающей от голода матери девушки, Но он изменяет самым близким, самым родным: «Что мне отец, товарищи, отчизна! Отчизна моя — ты! Все, что есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Человек без чувства родины перед смертью одинок. Мы видим испуганного, побледневшего Андрия, в последний раз стоящего перед отцом. Тарас убивает сына собственной рукой, ибо это единственное, по его мнению, что он может сделать, чтобы избежать позора. Он откажет сыну в последних почестях — похоронах руками товарищей. Бульба вырвет изменника из своего сердца. Бросивши убитого на опушке, Тарас поскачет к товарищам, которые зовут его — атамана — батькой, потому что они его дети «по душе, а не по крови».

Зато к Остапу, окруженному врагами, Тарас будет пробираться до последнего, пока сам не упадет без сознания. Несмотря ни на что он поедет в самое пекло — в столицу врага Варшаву, предлагая за освобождение сына какие угодно деньги, а когда ничего не сможет сделать, не бросит его в последнюю минуту, придет на площадь, где будут казнить запорожцев. Даже в страшном горе Тарасу есть чем гордиться за сына. Остап во вражеском стане ощущает себя частицей украинского казачества, атаманом, который должен быть примером для товарищей. Тарас понимает, что воспитал прекрасного сына, настоящего товарища, родного не только по крови, но и по душе. Они достойны друг друга. Последние слова Остапа на площади показывают совсем не слабость героя, а сильного человека, который на миг, перед смертью, попросил дружеской поддержки. Отцовское «Слышу!» прозвучит тем приветом из Сечи, с Украины, словом самой высокой дружбы и любви.

Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи со своим народом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия — идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога (мотив грехопадения).