Печать

Ваши любимые стихотворения А.А. Ахматовой

А.А. Ахматова вошла в русскую поэзию с темой любви. К.И. Чуковский уточнил: с темой «безнадежной» любви. До Ахматовой поэты-мужчины благословляли любовь, восхищались возлюбленной, страдали и плакали, отождествляли любовь с самой жизнью… Но вот в русской поэзии зазвучал голос женщины. Первые сборники Ахматовой «Вечер» (1912 г.) и «Четки» (1914 г.) полностью – о любви.

Лирический сюжет стихотворений Ахматовой о любви – это всегда разлука, потеря, прощание. Но поэтесса славит «боль» расставания. В этом – новаторство ее подхода к теме любви.

Для стихотворения «Сероглазый король» характерно повествовательное развитие лирического сюжета, который напоминает сюжет какого-то любовного романа времён рыцарей и прекрасных дам. В миниатюре рассказывается о гибели короля на охоте в осенний вечер, который «был душен и ал». Эпитетами передается напряжение, вызванное трагичностью ситуации. Лирическая героиня слышит рассказ о гибели короля из уст своего мужа… А в чем же потеря для лирической героини? Ведь теряет возлюбленного королева, которая «за ночь одну … стала седой». Последние строчки баллады все проясняют:

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

История любви, грешной и страстной, осталась будто бы «за кадром», а опоэтизирована потеря любимого. «Безысходная боль» навсегда останется в сердце, так как в этой боли – вечная память о любви.

Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой отмечен невзгодами, потерями, страданиями, которые поэтесса несла мужественно и достойно в соответствии с «христианской настроенностью души» (К. Чуковский). Трудная жизнь, прожитая Ахматовой, обнаруживает в ней мощный дух, прорывающийся сквозь «стихию личности и утонченного изящества» (Ю. Айхенвальд) к смыслу человеческого бытия в единстве со своим народом, со своей родиной.

Ахматова вошла в русскую литературу с темой любви, но «сложная и величественная эпоха» наложила свой отпечаток на творчество поэта. Народную Россию она открывает в Слепневе, «великое значение» которого в своей жизни отмечает сама. Именно там, в Тверской губернии, увидела Ахматова «осуждающие взоры спокойных загорелых баб», научилась «просто, мудро жить», ощутила, как ей «памятна до боли Тверская скудная земля». В Слепневе, быть может, впервые поэтесса ощутила духовное родство с простым народом, и его судьба стала и ее трагической, но великой судьбой.

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу.

В чем же эта мудрость? Взгляд героини, прежде искавший любимого, устремляется вверх, на небо, замечает красоту обыденности: и «гроздь рябины желто-красной», и пушистого кота, и «огонь // На башенке озерной лесопильни». Нет, это отнюдь не что-то вечное. Это жизнь, которая «тленна и прекрасна». И в ней женщина находит успокоение, учится ценить ее. Состояние мира, которое передано в стихотворении, зыбкое и тревожное. Недаром «Лишь изредка прорезывает тишь // Крик аиста, слетевшего на крышу».

Однако испытания не столько любовью, сколько самой жизнью преобразуются в открытие высшей красоты, немеркнущего света:

Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.

Строителей ее благодарю.
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.

(«Уединение»,1914)