Печать

Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова

Человек и природа… Мы привыкли говорить, что человек – венец мирозданья, высшая правда. Но люди так часто забывают, что они – дети природы.

Очень часто М.Ю. Лермонтова называют самой загадочной фигурой в русской поэзии. Темы его лирики разнообразны: одиночество человека в несовершенном мире, неприятие безнравственных законов светского общества, размышления о призвании человека, о предназначении поэзии, грустная дума о родине, напряженные поиски гармонии с миром.

Мотив одиночества центральный в творчестве М.Ю. Лермонтова. Одинок его мятежный парус, ищущий бури. Одинок листок, который «оторвался от ветки родимой». Одинок утес, на груди которого «ночевала тучка золотая». Удивительны, трогательны образы, ставшие олицетворением этого томительного чувства – одиночества. Тоска по родственной душе, понимающей и принимающей тебя, звучит во многих стихах М.Ю. Лермонтова. Но есть одиночество иного рода - одиночество среди людей… Лирический герой стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» одинок среди людей, так как он не принимает безнравственные законы светского общества, поэтому и заканчивается это стихотворение пронзительным признанием:

О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!

В стихотворении «Дума» поэт, осудив свое поколение, вянущее «в начале поприща… без борьбы», «к добру и злу постыдно равнодушное», выдвинул свой идеал человека-гражданина. Конкретизируется эта мечта о деятеле в произведениях М.Ю. Лермонтова о поэте.

Обобщенный образ в 1837 году нашел свое конкретное выражение в стихотворении «Смерть поэта». Идеален образ поэта, созданный в память о А.С. Пушкине – кумире юного Лермонтова. Это «невольник чести», «дивный гений», «певец, неведомый, но милый», он – олицетворение «Свободы, Гения и Славы». Таким юный поэт воспринимает великого Пушкина. В стихотворении воплощена и трагическая тема поэта и толпы. Убийцам поэта, «Свободы, Гения и Славы палачам», стоящим у трона, бросает Лермонтов «железный стих, облитый горечью и злостью». Но он не снимает вины и со светской толпы, которая ввергла Поэта в пучину «позора мелочных обид», которая «злобно гнала // Его свободный, смелый дар», которая отравила «его последние мгновенья // Коварным шепотом насмешливых надежд». Трагичен образ поэта – человека, посвятившего свою жизнь, свое творчество высокому гражданскому служению. Именно в гражданском служении, в борьбе за высокие идеалы видит лирический герой стихотворения «Поэт» предназначенье своего творчества. Предназначенье это – звучать,

…как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Свою любовь к родине Лермонтов называет странной. Любовь Лермонтова к родине «странная», так как его понятие народности расходится с официальной точкой зрения. Для поэта истинная народность состоит в глубокой связи человека со своими корнями, с жизнью России простой, крестьянской. К этой России стремится поэт всей душой, воспевая ее в стихотворении «Родина». Именно она вызывает неподвластное рассудку чувство единения со всем сущим, необъяснимое умиление и восторг обыкновенной «четой белеющих берез». Как обыкновенны приметы Руси крестьянской! «Дымок спаленной жнивы», обоз в степи, «чета белеющих берез», «изба, покрытая соломой», немудреный крестьянский праздник с пляской «под говор пьяных мужичков» - незатейливость, «святая простота» «лубяной России» для поэта дороже блистающих огнями зал роскошных дворцов. В стихотворении «Бородино» выражены патриотические чувства поэта, его неподдельное восхищение победой русского оружия над Наполеоном. Рассказ о величайшем историческом событии Лермонтов вложил в уста простого русского солдата. Минуя вопрос о заслугах конкретного полководца, Лермонтов показывает общий подъем. Его полковник – «отец солдатам», чувствующий счастье участия в общей с народом жизни. Образ полковника– пример непоказной стойкости, героического самопожертвования ради Отечества.

Поэзию Лермонтова отличают напряженные поиски гармонии с миром. В этих поисках поэт развивает в своем творчестве две противоположные тенденции: богоборческую («Демон», «Небо и звезды») и глубокое религиозное чувство («Ангел», «Молитва»). Если первое направление приводит поэта к горькому скепсису, то второе дарует наивысшую мудрость и просветленность духа…

В стихотворении «Молитва» поэт дает вполне определенный ответ на вопрос: когда человек обращается к молитве – «в минуту жизни трудную». Таких минут было немало у поэта-изгнанника, у поэта-максималиста. Грусть «теснилась» в его сердце, когда он пронзительно осознавал свое одиночество, недостижимость идеала, к которому всю жизнь рвалась его душа… И вот сейчас, в момент молитвы, в момент, когда душа приближается к Богу,

С души как бремя скатится,
Сомненья далеко…

Пожалуй, главная характеристика молитвенного слова – это «святая прелесть». В этом словосочетании отражено и состояние человека, произносящего молитву. В нем тоже «святая прелесть» обретения веры и гармонии.