Печать

Произведение В.Г. Распутина, которое вы прочитали. Его идейный смысл

В 1973 году В. Распутин написал рассказ “Уроки французского”. В предисловии к рассказу автор написал, что в основу произведения легли события его жизни. Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились. Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные фуфайки, ичиги на ногах…

Повествование ведётся от лица главного героя рассказа, который повествует о своём детстве. Мальчик оказывается в районном городе, потому что он не мог в деревне получить достойное образование, а был способным. В райцентре мальчику жилось очень нелегко. И не только потому, что он был оторван от родных.

Голод заставил мальчика задуматься, как можно добыть деньги. Но в райцентре он никак не мог ни заработать, ни получить деньги. Мать помогала ему, чем могла, но еды всё равно не хватало, и он начал играть в «чику». Герой относился к игре как к единственному способу, которым он может добыть себе денег на молоко. Для него эта игра не была развлечением, как для Вадика и других мальчишек: «Досыта я всё равно не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод».

Лидия Михайловна, учительница французского языка, выбрала для отдельных занятий именно главного героя рассказа, потому что она понимала, что он талантливый мальчик, но его учебе может помешать постоянное чувство голода. Общение с завсегдатаями пустыря, игра с ними на деньги может направить его на ложный путь. Сначала она пыталась под видом занятий заманить его к себе домой, приручить и подкормить. Сама учительница объясняет это ученику так: «Тебе надо обязательно учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Играть на деньги нехорошо, но Лидия Михайловна решается играть с главным героем в «замеряшки». Таким образом она пытается проявить участие в судьбе мальчика. Ведь он не принимал от неё помощи. А во время игры она мошенничала, чтобы мальчик мог выиграть деньги и купить себе продукты, он не взял бы деньги просто так, а игра это позволяла сделать. Лидия Михайловна - необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Учительница точно знает, что мальчик обыграет ее, получит «свой заветный рубль, купит молоко», которое так необходимо ему. Вот и получается, что её игра с учеником на деньги - вовсе не «преступление», а хороший поступок. А ведь она рисковала: директор, узнав обо всём, не одобрил поступка учительницы, и ей пришлось уволиться. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. А вот мальчика защитить она сумела. «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

— Поеду к себе на Кубань,— сказала она, прощаясь.— А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет... Тут виновата я...

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка... в ней лежали макароны и три красных яблока... Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они».

Герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница, не сразу: может быть, когда он получил посылку с Кубани, может быть, когда стал уже взрослым.

Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.