Печать

Духовная красота героев В.П. Астафьева

Самая сокровенная книга Астафьева – «Последний поклон», где один из рассказов – «Фотография, на которой меня нет». Это книга о детстве. Это книга о памяти. Главы книги вызваны памятью о бабушке, любовью к ней, желанием загладить перед ней невольную вину. «Бабушка, бабушка! Виноватый я перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям». Это последний поклон бабушке, заменившей Виктору Астафьеву отца, утонувшую мать, братьев и сестер – все. Это книга о добре и милосердии, о жизни и смерти, о родителях и детях, о доме и памяти.

Произведения современных писателей отражают боль и скорбь за судьбу нашего общего дома. Тема природы – это одна из основных тем произведений В. Астафьева, В. Распутина, Б. Васильева. В своих произведениях писатели высказывают тревогу за судьбу природы, к которой часто человек относится бездушно потребительски, так, как относятся к природе браконьеры или нерадивые хозяева.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — отдельная глава из книги «Последний поклон», однако она воспринимается как самостоятельное произведение. В ней развивается сразу несколько тем, в том числе и тема деревенской жизни.

В рассказе описаны события, происходящие с жителями сибирской деревни Овсянка. Это довольно глухое место, где нет магазина, да и школа для ребят появилась совсем недавно. Люди здесь во многом зависят от природы, окружающей их. Жизнь в деревне тяжела, люди живут бедно. Тем не менее им не чужды такие понятия, как дружба, ответственность, взаимовыручка. Именно в деревнях вырастали люди крепкие, сильные, настоящие... «Всему миру известно прославленное имя — сибиряк».

Екатерина Петровна, бабушка главного героя, от имени которого ведется повествование, говорит так: «Какие наши достатки? Огородом, коровенкой да дровами живем». Бабушка может обругать внука за непослушание, выговорить деду за то, что тот заспался, замешкался. Но она же всю ночь напролет проведет с больным мальчиком; брань ее добродушная, и нет сомнения в том, что это человек с золотым сердцем.

Центром деревенской жизни является школа. Учителя — это самые образованные люди во всей деревне. Учителя организовали магазин, где в течение нескольких дней старые вещи можно было обменять на все необходимое: в первую очередь, конечно, на тетради и карандаши, а также иголки, нитки, пуговицы. Они же организовали ремонт школы, нашли учебники, пригласили в школу фотографа.

Учителя вносят в деревенскую жизнь свою лепту: они стараются сделать жизнь спокойнее, привнести в нее стабильность. И все жители любят, уважают и жалеют молодых учителей, приехавших из города в глушь. Деревня словно по какому-то негласному уговору взяла их под свою опеку. Жители стараются помогать учителям, подсовывают им то молочко, то творожок, то туесок брусники. Учителя пользуются уважением не только за свои знания, но и за то, что они уважают и взрослого, и ребенка, они сами готовы поучиться даже у ребят.

Как неслыханно важное событие воспринимается в деревне приезд фотографа. По случаю его приезда прерываются занятия в школе, вся деревня беспокоится о том, где поселить такую важную персону. В продолжение длинного вечера школьники гужом ходят по селу, обсуждая, кто где сядет, в каком порядке, и как оденется. Неудивительно поэтому, что невозможность принять участие в общем деле оборачивается для мальчика чуть ли не драмой. И всё-таки мальчик не пошел сниматься на фотографию, потому что его товарищ болен. Санька чувствует, что и он виноват в болезни друга. Он преодолевает большой соблазн, ведь фотограф — большой и редкий случай в деревне.

Деревня живет, как одна большая семья, дружная и крепкая. Пусть в ней случаются порой ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все невзгоды.

Нет на фотографии самого автора воспоминаний, но все равно она для него бесценна. Он говорит: «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

Рассказ В.П. Астафьева – это нравственный урок поколению, урок доброты и милосердия, любви и терпимости.