Печать

Человек и природа в русской прозе ХХ века

Человек и природа… Мы привыкли говорить, что человек – венец мирозданья, высшая правда. Но люди так часто забывают, что они – дети природы.

Произведения современных писателей отражают боль и скорбь за судьбу нашего общего дома. Тема природы – это одна из основных тем произведений В. Астафьева, В. Распутина, Б. Васильева. В своих произведениях писатели высказывают тревогу за судьбу природы, к которой часто человек относится бездушно потребительски, так, как относятся к природе браконьеры или нерадивые хозяева.

Ждут как катастрофу затопления Матёры, родной деревни, герои повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». За этой тревогой - беспокойство за судьбу не только родного уголка, но и всего мира.

Борется с браконьерами, пытаясь возродить красоту лесного озера и вернуть ему лебедей, герой повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин. Борьба эта жестока, и Егор погибает.

Человек и природа, их единство и противоборство – стержень проблемы взаимоотношений в современном мире. В. Астафьев в своих произведениях о природе ставит жизненные вопросы: как сделать, чтобы человек, преобразуя землю, сумел сохранить и преумножить земное богатство, как не допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные законы природы. Писатель утверждает: кто безжалостен и жесток к природе, тот безжалостен и жесток к человеку. А мир природы таит в себе и дух справедливого возмездия. Об этом – центральная глава книги «Царь-рыба».

Браконьер Игнатьич изловил огромного осетра, но не смог с ним справиться. Рыба утащила его в воду, и бесконечно долго были реки царь и всей природы царь – в одной ловушке. В этот момент страх смерти и угрызения совести терзают браконьера, так как злом отягощена его душа.

Природа перед Игнатьичем является уродливой и страшной: «Лоб, как бы отлитой из бетона, по которому, ровно гвоздем, процарапаны полосы, картечины глаз, катающихся без звука под панцирем лба…» Не случайно выбран не зверь, а именно рыба – существо, наиболее чуждое человеку, как бы неодушевленное. Настоящий переворот происходит в Игнатьиче, когда он ощущает, что рыба-то живая, что она – полноправное живое существо. Царь-рыба – это символ первобытной речной природы, к которой нельзя приближаться с грязными руками и лукавыми помыслами: «А если в вас, ребята, за душой что есть, тяжкий грех, срам какой – попадется когда Царь-рыба - отпускайте».

Нравственными же Астафьев изображает людей, которые идут навстречу природе. Если бы было так, возможно, не было бы Чернобыля, не погибал бы Арал, не превращались бы в овраги леса…