Печать

Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского

Тема поэта и поэзии — особая в творчестве каждого поэта. Многие поэты задумывались о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт — эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией. Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт — гражданин? Нужно ли поэту — божьему избраннику — быть еще и гражданином? Об этом размышляли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многие другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы.

В своём раннем стихотворении «А вы могли бы?» (1913) Маяковский создал яркий образ своей поэзии. Богатства души поэта настолько велики, что он может «на чешуе жестяной рыбы» прочесть «зовы новых губ», «сыграть ноктюрн» «на флейте водосточных труб», он может «смазать карту будня», превратить обыденное в праздник и донести все это до своего читателя, воплотив в слове.

Не сразу и не скоро определил Маяковский место своей поэзии в жизни современного общества. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей, он задает вопрос:

Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?

А поэт — это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру. Обращаясь к окружающим, к грядущим поколениям, поэт заявляет:

Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души!

Сразу после Октябрьской революции поэт обращается ко всем художникам слова с призывом направить свое мастерство на воспитание людей:

Товарищи, на баррикады —
баррикады сердец и душ.

Маяковский не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране.

Поэзия нужна, она просто необходима людям, как солнце. Не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя ее вечным огнем жизни:

А солнце тоже:
«Ты да я, нас, товарищ, двое!
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».

Так возникает у Маяковского в стихотворении «Необычайное приключение...» тема двух солнц — солнца света и солнца поэзии. Она находит точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого — свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь — и снова день трезвонится».

Аллегорическая форма стихотворения помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии. Цель солнца — светить людям, поддерживать жизнь на земле. Таким же тружеником должен быть и поэт. И его миссия столь же значительна:

Светить всегда,
светить везде, до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой — и солнца!